Организация ТВ-сериалов

"Русалочка Мако"1970-е годы в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, были именно телевизионными сериалами. Их формат был разработан еще Тэдзукой - одна серия длиной около 23-25 минут в неделю, показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время.

Продолжительность сериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше, менее популярные - быстро заканчивались. Но обычно сериалов короче 20-30 серий не делалось. Полнометражные фильмы, как правило, выходили в качестве продолжений сериалов - в условиях жесткой конкуренции трата ресурсов на создание рекламно "нераскрученных" фильмов могла обернуться для студий финансовыми катастрофами. Заметим, что эта тенденция сохраняется до сих пор.

Сюжеты аниме ТВ-сериалов строились по принципу эпизодности - важно было посмотреть только первые серии, в которых зритель знакомился с главными героями, и последние, в которых наступала развязка, а между ними шло множество серий, каждая из которых представляла собой отдельную историю из жизни главных героев, и потому отдельные серии можно было, скажем, пропускать или даже смотреть в другом порядке. Однако постепенно наблюдается тенденция миграции сюжетов в сторону единых длинных саг, в которой каждая серия - продолжение сюжета предыдущей. В дальнейшем ни одному из этих способов построения сюжета не удалось вытеснить другой, и сейчас они счастливо сосуществуют.

Также происходило и изменение аудитории аниме. Если ранее ее осново были маленькие дети и младшие подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителей первых аниме уже серьезно подросло, но все еще интересовалось "мультиками". Поэтому начинают появляться и сериалы, рассчитанные на зрителей, переживающих подростковый период.

Набор основных жанров практически не изменился - сказки, научная фантастика, исторические легенды, экранизации.
"Девочки-волшебницы"

Успех вышедших в конце 1960-х двух ТВ-сериалов о девочках, обладающих магическими способностями (см. здесь), предопределил появление целого жанра аниме - аниме о "девочках (или девушках)-волшебницах" [mahou shoujo]. Активно разрабатывать эту золотую жилу начала крупная японская анимационная компания "Toei Douga". Уже второй такой сериал, "Секрет Акко", как уже говорилось выше, определил основные мотивы сериалов о "девочках-волшебницах": главная героиня, обычная школьница, каким-то образом приобретает магические способности, которые она должна использовать для определенных целей. В этом ей помогают "волшебные помощники", небольшие разумные зверьки (наиболее часто - кошки).

Ключевой особенностью сюжетов этих сериалов является необходимость для девочки прятать свои способности от всех, особенно от ближайших друзей. Ей приходится вести двойную жизнь (впоследствии это нашло зрительное воплощение в идее моментального изменения внешнего вида девочки, когда она занимается магией, чтобы ее никто не мог узнать и чтобы продемонстрировать мастерство дизайнеров необычных нарядов), и, что немаловажно, ей не особенно нравится такая ситуация. "Девочки-волшебницы" хотят снова стать или просто стать (если раньше ими не были) простыми школьницами и не знать ни про какую магию, однако судьба и обстоятельства не дают им такой возможности.

Истоки такой своеобразной концепции - это сочетание классических японских патриархальных взглядов на девочку/женщину и пришедшей с Запада новой ментальности, очень внимательной к процессу взросления и становления характера. Двойственность возникших у молодежи представлений о себе и о своей роли в обществе нашла отражение в том числе и в сериалах о "девушках-волшебницах", а актуальность этой проблемы вызвала огромный интерес к произведениям искусства на эту тему.

Третий сериал, "Волшебница Мако" [Mahou no Mako-chan] (1970-1971) не во всем соответствовал вышеизложенным принципам. Его главной героиней была юная русалочка Мако, дочь Повелителя Драконов, спасшая тонущего юношу по имени Акира (кстати, очень популярное в 1970-х имя для персонажа аниме), в которого она влюбилась, и, в нарушение законов Моря, превратилась в девушку и стала странствовать по миру в поисках своего тоже странствующего возлюбленного. Отличия этого сериала от двух предшествующих были значительны. Во-первых, его героиней была девушка, а не девочка, а, во-вторых, сюжет в большей степени концентрировался на истории ее любви и разнообразных вопросах жизни людей, чем на собственно магических "фокусах". Очевидно, этот сериал был предназначен уже не для девочек, а для девушек-подростков. Впрочем, подростки этого еще по-настоящему не оценили, действительно большой популярностью он не пользовался и дольше года не прожил.

Затем было снято еще несколько сериалов, в общем, не особенно удачных и значительных, но закрепивших сложившийся "стандарт" на аниме о "девочках-волшебницах". Однако в 1973 году появился сериал, основательно пошатнувший этот стандарт. Это был ТВ-сериал "Милашка Хани" [Cutey Honey] (1973-1974), созданный Нагаем Го. Это был первый сериал такого рода, предназначенный не для девочек, а для парней-подростков. За счет этого главная героиня, девушка по имени Кисараги Хани, узнавшая из завещания своего отца, что она - сделанный им андроид, и начавшая бороться с мафией, убившей ее отца, - вполне сформировавшаяся и в духовном, и в телесном смысле девушка. Именно в этом сериале впервые появились "превращения" главной героини, проходящие по цепочке"обычная одежда" - "нагота" - "магический костюм". Также здесь впервые появилась идея магической борьбы со злом. В сюжете практически отсутствовала любовная линия, зато было много элементов научной фантастики. Собственно, сейчас среди исследователей существуют различные мнения по вопросу о том, является ли этот сериал сериалом о "девочках-волшебницах". Но факт остается фактом - влияние его на последующую историю жанра неоценимо.

Последним значительным сериалом первого поколения этого жанра следует назвать сериал "Магичка Мэгу" [Majokko Megu-chan] (1974-1975). В каком-то смысле он собрал достоинства всех предыдущих сериалов на эту тему. Его главной героиней была Кандзаки Мэгу, 15-летняя претендентка на трон Королевы Мира Демонов. Для проведения экзамена на этот титул она была послана на Землю, чтобы научиться жить среди людей и усовершенствовать свое искусство. Однако на Земле (действие происходит, разумеется, в Японии) она узнает значение семьи и обычной жизни (у ведьм семей нет). Также у нее есть соперница, постоянно строящая козни, и маг, принимающий "экзамен" и тоже устраивающий разные каверзы. Помимо этого, у нее есть и "естественные" враги, вплоть до такого персонажа как Сатана. Это первый сериал для девочек, где фигурирует реальное Зло, а также первый сериал, где героиня - не совсем милая, тихая и ответственная девочка (а совсем даже наоборот). Также здесь не так уж мало эротического юмора и сцен соответствующего содержания. Поэтому аудитория этого сериала состояла и из девушек, и из парней-подростков. Он был очень популярен, и просуществовал в течение 72 серий - рекорд для этого жанра.

В дальнейшем сериалы о "девушках-волшебницах" существовали в рамках вышеизложенных концепций примерно до начала 1990-х.
"Большие роботы" и доблестные юноши

Если основным видом аниме для девочек и девушек были сериалы о "девочках-волшебницах", то среди мальчиков и юношей наиболее популярными стали сериалы о "гигантских роботах". Уже в 1960-х появились первые сериалы этого направления, но честь создания канона принадлежит Нагаю Го и его сериалу "Мазингер Зет" [Mazinger Z] (1972-1974), созданному все той же "Toei Douga". Принципиально отличие этого сериала от предшественников было то, что впервые юноша - главный герой находился внутри управляемого им робота.

Сюжет сериала был достаточно прост: двое видных ученых, доктор Кабуто и доктор Хэлл ("ад" по-английски) во время археологических раскопок обнаружили обломки древней цивилизации, умевшей создавать огромных боевых роботов (именно здесь впервые появилось слово "меха" для обозначения устройств такого рода). Оба исследователя осознали, что технология такого рода может быть использована для завоевания мира. Доктор Хэлл занялся именно этим, а доктор Кабуто решил ему помешать и создать своего робота, способного бороться с чудовищами доктора Хэлла. Естественно, доктор Хэлл приказал убить доктора Кабуто, и его приспешникам это удалось, но перед самой своей смертью благородный ученый показал своему племяннику Кабуто Кодзи, как управлять роботом. В результате между доктором Хэллом и мировым господством оказался Кодзи и его огромный могучий робот "Мазингер Зет", а также друзья Кодзи - девушка Юми Саяка на похожем на девушку роботе под названием "Афродита А" и смешной толстячок по прозвищу Босс и его робот "Босс Борот". Эта доблестная троица на протяжении 92 серий боролась со злом, и сериал снискал себе славу не менее огромную, чем сам робот главного героя, а также вызвал к жизни множество продолжений и подражаний.

Новый жанр оказался под пристальным вниманием компаний, производящих игрушки и сборные модели. Они сразу оценили переспективый рынок и начали финансировать производство сериалов о "гигантских роботах" в обмен на право призводить игрушки по их мотивам и размещать во время их показа свою рекламу. Очевидно, что большие, сложные и разборные модели роботов, пользующиеся огромной популярностью среди детей, приносили этим компаниям очень большую прибыль. Поэтому развитие жанра шло под лозунгом "Больше героев, больше роботов, сложнее дизайн!".

Авторство идеи или конструкции роботов обычно приписывалось внешним силам - инопланетянам или древним цивилизациям. Это давало простор фантазии создателей сериалов, давая им возможность использовать сложную псевдонаучную терминологию (заимствованную из научной фантастики) и придумывать правдоподобные объяснения принципов придуманной ими технологии, не будучи ограниченными достижениями современной науки. Также скоро начали эксплуатироваться идеи сборности/разборности робота, изменения им конфигурации, наличие нескольких боевых форм и разнообразие оружия.

Важнейшей частью сериалов о "гигантских роботах" была также проработка взаимоотношений главных героев. Обычно они объединялись в небольшую, но сплоченную и живущую вместе группу воинов, борющуюся с куда более многочисленным, но менее сплоченным злом. Соответственно, ключевыми словами, описывающим отношения героев, были "дружба и единство", а также "уникальность, единственность" - никаких других шансов на спасение Земли не было. Это было очень близко сердцам японской молодежи 1970-х, мужская часть которых вообще предпочитала ставить дружбу превыше любви. Собственно, девушки - героини этих сериалов, были скорее "боевыми подругами", чем "любимыми".

Среди значительных сериалов этого времени стоит назвать следующие: "Роботы Гетта" [Getta Robo] (1974-1976), "Инопланетный робот Грендайзер" [UFO Robot Grendaizer] (1975-1977), "Стальной Джииг" [Koutetsu Jeeg] (1975-1976), "Неуязвимый робот Комбаттер-V" [Choudenji Robo Combattler V] (1976-1977), "Межпланетный робот Дангвард Эйс" [Wakusei Robot Danguard Ace] (1977-1978), "Непобедимый стальной человек Дайтарн 3" [Muteki Kojin Daitarn 3] (1978), "Далтаниос - робот будущего" [Mirai Robot Daltanios] (1979) и некоторые другие.

Помимо Нагая Го, другим популярным и экранизируемым автором научно-фантастической манги стал Мацумото Лэйдзи. В 1974 году появился сериал "Космический крейсер Ямато" [Uchuu Senkan Yamato], а 1978 - сериал "Космический пират капитан Харлок" [Uchuu Kaizoku Captain Harlock]. Оба они не повествовали о "гигантских роботах" и представляли собой масштабные космические саги со множеством главных героев, а также со сложными взаимоотношениями между ними и отсутствием четкого разделения на положительных и отрицательных персонажей. Именно фэны манги Мацумото образовали первые группы фэнов аниме внутри уже существовавших тогда клубов фэнов нучной фантастики.

По мотивам одной из манг Мацумото Ринтаро снял в 1979 году на студии "Toei Douga" полнометражный фильм "Галактический экспресс 999" [Ginga Tetsudou 999], неоднокартно показанный у нас в стране на Фестивалях японской культуры.

И как объединение этих двух течений - масшабных космических эпопей и "гигантских роботов" - в 1979 появился фантастически популярный сериал студии "Sunrise""Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980), положивший начало множеству сериалов и фильмов, составляющих несколько масшабных научно-фантастических саг о будущей истории человечества. Выход этих сериалов не закончен по сию пору.
Не столь "правильные" герои

Разумеется, помимо "гигантских роботов" и "девушек-волшебниц" было и множество других сериалов и фильмов. Так в 1970 году вместе со спортивным сериалом студии Тэдзуки "Mushi Productions" "Завтрашний Джо" [Ashita no Joe] о молодом боксере в аниме пришел антигерой в качестве главного героя. Джо - совсем не пай-мальчик, он хулиган и вообще неприятная личность, но пожилой тренер вытаскивает его из тюрьмы и делает человеком (и спортсменом).

Другим антигероем стал в 1971 году персонаж популярного сериала "Люпен III" [Lupin III] студии "Tokyo Movie Shinsha" (TMS) - гениальный и обаятельный вор Люпен III, внук знаменитого героя французских детективов Арсена Люпена. Сериал имел несколько продолжений, к которым имел прямое отношение как режиссер и аниматор Миядзаки Хаяо. Полнометражный фильм "Замок Калиостро" [Lupin III: Cagliostro no Shiro] студии "TMS" (1979), второй полнометражный аниме-фильм из цикла о Люпене, к которому написал сценарий и который поставил Миядзаки, до появления в 1984 году фильма того же Миядзаки "Навсикая из Долины Ветров" (о котором см. ниже) назывался читателями популярного японского журнала "Animage" "лучшим фильмом в истории аниме". Приключения Люпена и его друзей, постоянно попадающих в различные криминальные переделки, были все же далеки от высот моральных ценностей, обычно демонстрируемых в сериалах "для юношества".

Еще одним важным сериалом с героем сомнительной "правильности" был сериал все того же Нагая Го "Человек-демон" [Devilman] (1972). Главный герой в нем боролся с демонами, "естественными врагами человечества", пожирающими и человеческую плоть, и души, но для этого он сам превращался в демона. Моральная неоднозначность такой ситуации впоследствии неоднократно обыгрывалась в аниме.
Детские фильмы и сериалы

Разумеется, несмотря ни на что основными зрителями аниме были дети. Поэтому в 1970-е все же большая часть аниме делалась для детей, и обычно не поднимала столь сложных и важных проблем, как описанные выше.

По уже сложившейся традиции основными жанрами аниме для детей были полнометражные экранизации классических европейских и восточных сказок и легенд. В частности, в 1971 был снят "Али Баба и сорок разбойников" [Ali-Baba Yonjuppiki no Tozoku] - продолжение старой линии масшабных экранизаций студии "Toei Douga". Но реальность аниме-рынка показала неэффективность такого рода вложений, и уже к середине 1970-х основным видом аниме для детей тоже стали сериалы.

Важную роль здесь сыграла студия "Nippon Animation", "выстрелившая" в 1975 году целой обоймой сериалов - "Пес Фландерсов" [Flanders no Inu] (в России известен как "Собачье сердце"), "Приключения пчелки Майи", "Приключения Синбада-морехода" и продолжавшая каждый год выпускать новые детские аниме ТВ-сериалы. Среди других ее сериалов стоит отметить "Приключения скорее Пикколино, чем Пиноккио" [Pinocchio Yori Piccolino no Bouken] (1976-1977, совместно с "Tatsunoko Production"), "Енот по имени Раскал" [Araiguma Rascal] (1977), "Конан - мальчик из будущего" [Mirai Shounen Conan] (1978), потому что в его создании принимал участие вышеупомянутый Миядзаки, и, просто как курьез, - "Медвежонок Миша" (1979). Как уже видно из названий, основными героями были либо герои сказок, либо разумные животные. В этом продолжалась традиция "анимации от Диснея".

Верхом деятельности экранизаторов в 1970-е годы стоит, видимо, считать аниме-проект "Экранизации волшебных сказок всего мира" (1976-1979) [Manga Sekai Mukashibanashi], осуществленный несколькими студиями, но с лидирующим положением "Nippon Animation".

Также стоит упомянуть два значительных детских ТВ-сериала на основе оригинальной манги, один - для мальчиков, другой - для девочек. Первый - это очень популярный детский фантастический сериал "Дораэмон" [Doraemon] по мотивам манги Фудзио Фудзико, который начали снимать в 1973 году, затем прекратили, и с 1979 года он идет по сию пору. Он рассказывает о приключениях простого маленького, но очень невезучего мальчика, которому его внук, чтобы облегчить жизнь, прислал из будущего разумного и говорящего огромного кота-робота по имени Дораэмон, по своему разумению пытающемуся помогать главному герою и его семье в жизни. Второй сериал - это аниме для девочек "Роза Версаля" [Versailles no Bara] (1979-1980) по мотивам манги Икэды Риёко, очень красивый исторический романтический сериал, действие которого происходит во времена, предшествующие Французской Революции. Здесь же стоит указать на шедший в свое время на нашему телевидению романтический приключенческий сериал для девочек "Кенди-Кенди" [Candy Candy] (1976-1979).

Естественно, были фильмы и сериалы по мотивам японской истории. В качестве характерного примера можно назвать сериал студии "Toei Douga" "Токугава Иэясу в юности" [Shonen Tokugawa Ieyasu] (1975), повествующий о молодости знаменитого правителя Японии XVII века.
Подведение итогов

Аниме 1970-х было значительно технически и эстетически совершеннее, чем аниме 1960-х. Уже к началу 1980-х становилось понятно, что ничего аналогичного по масштабности и разнообразию жанров в истории анимации не было. Тем не менее, известно и популярно аниме все еще было исключительно в самой Японии. Но именно в 1970-е выросло первое поколение, полностью воспитанное на аниме и манге. Именно это поколение, придя в коммерческую анимацию в середине 1980-х, сделало аниме искусством, завоевывающим весь мир. Многие каноны и штампы аниме 1970-х впоследствии были переосмыслены на новом техническом и художественном уровне, но все еще продолжают жить и радовать уже несколько поколений любителей аниме.